Смысл и содержание Ката

В Ката собраны приемы защиты и нападения. Необходимо понимать смысл каждого его движения и выполнять правильно. Многие полагают,
что можно практиковать только Кумитэ (спарринг), игнорируя Ката. Это неправильно и не приведет к прогрессу в Каратэ-До.

Ка́та (яп. 型 или 形 ката: «форма», «комплекс») — комплекс формализованных последовательных движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Дословно переводится с японского языка как – форма.

Ката практикуется во многих боевых искусствах. Принцип изучения боевого искусства на основе Ката состоит в том, что повторяя Ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает своё тело к определённого рода движениям, выводя их на бессознательный уровень.

Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением Ката.

Также Ката это еще и активная медитативная работа и относится к одной из трех типов медитации, наряду с такими методами, как пассивная медитация, активная медитация и парадоксальный метод медитации.

Ката – это комплекс оборонительных и атакующих техник, выполняемый в строго установленной последовательности.

Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами прошлого для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно изучая это искусство.

Помимо базовых блокирующих и ударных техник, в Ката еще присутствуют сложные элементы, и эти элементы поясняются при изучении дополнительно и отдельно в «Бункай». Обычно каждый «Бункай» представляет собой связку из 2-4 приемов, включающих в себя блоки, удары и броски.

В каждой школе присутствует свой «Бункай» и может иметь как минимум 2-3 различных варианта. С годами практики, у каждого могут рождаться свои идеи и взгляды на элементы «Бункай», которые он может разрабатывать и практиковать как сам, так и в парах. Но выполняя Ката, вы должны помнить и стараться выполнять те элементы, которые были установлены учителем, главой школы.

Каждое Ката имеет:

  • «Бунка́й» (яп. 分解 бункай: «анализ») — боевую расшифровку элементов Ката, анализ выполняемых в Ката движений. Дословно — «Бун» (делить на части), «Кай» (объяснять, истолковывать);
  • «Эмбусэн» ( яп. 演武線 эмбусэн: «линии движения», «схема движения») — свою схему выполнения (траекторию движений);
  • «Каитаи-Но-Ходжи» или «Эмбудже» — точку в которой начинается и заканчивается Ката;
  • «Кокю» или «Кокеро» — дыхание в Ката. Все Ката имеют свой определенный рисунок, ритм и время выполнения.

Величайщие мастера выделяют следующие важнейшие моменты в практике Ката:

 — собранность и готовность,

— четкое разделение и различие активных и пассивных действий,

— точное следование ритму боя и перемещения,

— фазы напряжения и расслабления,

— правильное дыхание,

— четкое понимание смысла атакующих и защитных действий, подразумевающее визуализацию «противника» (медитативный аспект),

— максимальная концентрация психофизических усилий в ключевых местах боя,

— точное соблюдение схемы перемещений,

—  попадание в исходную точку,

— взгляд, выражающий состояние боя, собранность, волевая концентрация.

Изучение Ката очень полезно в плане чистоты техники. Отработка Ката – это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Выполнение Ката очень важно с точки зрения энергетики. При выполнении Ката происходит зарядка энергетических каналов и организма в целом жизненной энергией «Ки». Однако, различные Ката по-разному заряжают организм и определенные каналы. В Каратэ-До существует ряд энергетических Ката, таких как: Хангецу, Санчин, Тэншо и другие.

Победить воображаемого противника в Ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научится одерживать победу над самим собой, то он не сможет закалить свой дух – вот в чем ценность Ката.

Некоторые, выучив массу различных Ката, наивно полагают, что их мастерство зависит от количества изученных Ката.

Нельзя выполнять Ката, ради того, чтобы просто его завершить, тем самым уверить себя, что вы его выполнили. Это как пить чай. Можно взять и влить его залпом себе в желудок, а можно пить, как во время чайной церемонии, наслаждаясь каждым глотком, теплотой чашки, ароматом чая и концентрируясь как на чае, так и на собственном внутреннем мире. Так же и при выполнении Ката.

Выполняя Ката, необходимо научиться координировать дух и силу в каждом движении с ритмом собственного дыхания. Концентрация «Ки» в точке «Танден», где это наиболее эффективно дает возможность расслабить тело и освободить дух. Нужно прожить и прочувствовать каждую выполненную технику и каждое движение.

В исполнении Ката, также очень важно соблюдать правильное дыхание, равновесие, а так же темп и ритм того или иного Ката. Каждое Ката имеет свой темп и ритм. Обратите внимание, что в современном каратэ, некоторые, выступая на соревнованиях, меняют темп и ритм Ката, задавая свой собственный. Ката становится очень быстрым (быстрее необходимого) и каратэка теряет взрывную мощь. Удары и блоки становятся не такими сильными.

В исполнении Ката так же присутствует и ритм ката, как в музыке. Если сравнить это с музыкой, то некоторые блоки и удары выполняются в такт, в сильную или слабую долю, есть паузы, которые имеют длительность.

Все не так как кажется.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок